Системы безопасности торговых предприятий
Сразу оговорюсь, что при разработке и построении систем для торговли моя компания исходит из несколько утопического постулата, что и собственники магазина, и их наемные работники заинтересованы в снижении потерь и увеличении доходности предприятия.
Утопичность этого постулата заключается в том, что в торговом предприятии существует четыре, достаточно больших, группы действующих лиц:
· собственники бизнеса и наемное руководство магазином;
· служба безопасности магазина;
· работники торговли (продавцы);
· покупатели.
Собственники и наемные руководители высшего звена заинтересованы в увеличении прибыльности магазина, при этом источники её увеличения их практически не интересуют. Служба безопасности (СБ) магазина заинтересована зачастую, не в снижении потерь, а в задержании максимально большего количества воров-покупателей и расхитителей сотрудников магазина. Работники магазина заинтересованы только в увеличении объема продаж.
Покупателям дела нет до убытков магазина, они заинтересованы в покупке качественного и дешевого товара. Таким образом, проблема уменьшения потерь торгового предприятия выглядит несколько надуманной.
С другой стороны, практически в каждом магазине потери имеют место. И потери эти приходится компенсировать за счет покупателей, а именно за счет увеличения цен. В условиях рынка увеличение цен чрева-то потерей клиентов. В конечном счете, собственники и руководители вынуждены задуматься о проблемах снижения потерь в магазине.
Итак, заказчики ставят перед интеграторами задачу построения системы технических средств, позволяющую эффективно бороться с потерями или, в крайнем случае, существенно уменьшить их.
Разработка комплексной системы для торгового предприятия начинается с подготовки концепции безопасности. Эта статья не ставит своей целью рассказывать о создании такой концепции — это процесс длительный, сложный, требующий специальных знаний. Ограничимся лишь поверхностной классификацией угроз, с которыми современные технические средства позволяют бороться с достаточной степенью эффективности.
1. Кража товаров из торгового зала.
2. Кража товаров со складов и хранилищ.
3. Хищение денег и товара кассирами.
4. Манипуляции с ценой товара при продаже.
5. Манипуляции с количеством товара при приеме.
Из всего арсенала технических средств, которыми располагают интеграторы, для решения поставленной задачи применимы лишь некоторые:
· Видеонаблюдение;
· Система автоматизации;
· Система контроля кассовых операций;
· Противокражная система;
· Система контроля доступа;
· Система электронных ценников.
Видеонаблюдение
Более распространенные системы, применяемые в магазинах — системы видеонаблюдения. Такие системы, с недавних пор, стали модными. Монтажом таких занимается множество компаний. Но не все способны предложить “правильную” систему, которая позволит снизить потери предприятия торговли.
Очень часто интеграторы идут “на поводу” у заказчика, стремящегося съэкономить средства на “модную игрушку”. Система должна отображать весь торговый зал без “мертвых зон”, а также, что немаловажно, места выгрузки товаров, места пересчета и маркирования, места выдачи товаров для размещения в торговых залах, служебные помещения и переходы.
Также нельзя забывать о контроле пространства, находящегося за кассами и непосредственно кассовой зоны.
Контроль касс осуществляется отдельной системой. Это связано с её тесной интеграцией с коммерческими системами предприятия, о которых речь дальше.
Кроме всего прочего, система видеонаблюдения позволяет контролировать работу продавцов-консультантов, если таковые есть в магазине. Руководство магазина имеет возможность при помощи видеозаписи проанализировать эффективность работы того или иного консультанта, определить количество времени, потраченное на общение с клиентами и время, потраченное на общение с коллегами. Обычно результаты такого анализа производят очень интересное впечатление на руководство магазина.
В нашей практике мы иногда предлагаем магазинам систему видеонаблюдения в аренду. Это позволяет собственникам определиться в целесообразности применения такой системы, обучить персонал работе с системой и несколько оптимизировать бизнес-процессы в магазине.
В целом, при помощи системы видеоконтроля администрация магазина приобретает мощнейший инструмент для предотвращения потерь, подтверждения факта совершения кражи и координации работы служба безопасности.
Система автоматизации
Одной из основных систем торгового предприятия является система автоматизации.
Обычно такие системы служат для автоматизации оперативного управленческого учета, а именно: процессов поставки товаров на склад магазина, процессов розничной продажи товаров покупателям (физическим лицам), операций формирования отчетов о продажах и остатках товаров и анализа торговой деятельности организации.
Обычно системы автоматизации поддерживают одну или несколько схем работы магазина:
· Прилавочная схема
Осуществляется индивидуальная “привязка” кассы к отделу или назначение одной кассы для обслуживания нескольких отделов.
· Самообслуживание
Осуществляется продажа всех товаров из единого торгового зала через несколько касс.
· Комплексная схема
Существует торговый зал с выделенными секциями, обслуживаемый группой касс: отдел в каждой позиции чека определяется по товару или выбирается кассиром вручную.
· Комбинированная схема
Произвольное сочетание вышеперечисленных схем в одном магазине.
Система должна поддерживать всё применяемое в заведении весовое оборудование без участия обслуживающего персонала. Кроме того, информация о проданном товаре и складских остатках должна быть актуальна в любой момент времени.
В настоящее время мы предлагаем нашим клиентам несколько систем автоматизации, работающих с традиционными ЭКК и с POS терминалами. В соответствии с выбранным оборудованием предлагается соответствующее серверное программное обеспечение.
В любом случае система автоматизации магазина обеспечивает централизованное управление поставками, ценообразованием и продажами.
Система контроля кассовых операций
Ещё одной важнейшей системой предотвращения потерь в магазине является контроль кассовых операций.
Наш опыт показывает, это согласуется с общепринятой статистикой, что львиная доля хищений в магазинах, совершается их персоналом, несколько меньше — покупателями.
Очень часто не чистый на руку персонал находится в сговоре с покупателями, которые производят фиктивную “покупку” товара. В некоторых случаях, сотрудники магазина обкрадывают покупателей, неправильно указывая цену на приобретаемые товары и забирая разницу, в других случаях, персонал официально занижает цену проданного товара и опять-таки забирает разницу. Таким образом, наносятся значительные убытки бизнесу или репутации магазина.
Системы видеоконтроля, позволяющие наложить на видеоряд текстовую информацию с позициями чека, позволяют снизить потери от описанных злонамеренных действий. Такие системы обеспечивают лучшее восприятие ситуации в кассовой зоне.
Контроль кассовых операций отличается от видеоконтроля торгового зала, служебных помещений и подъездных путей несколькими принципиальными особенностями.
Во-первых, интенсивность изменения ситуации при контроле касс гораздо выше, чем при контроле зала.
Во-вторых, кассы являются “последней линией обороны” магазина. Если товар вынесен за пределы кассовой зоны, он либо украден, либо приобретен.
В-третьих, операторы, контролирующие кассы, должны отлично ориентироваться в товаре, продаваемом в магазине, уметь идентифицировать его по изображению, помнить стоимость наиболее ходового товара.
В-четвертых, очень важно психологическое состояние оператора. Оператору приходится наблюдать за работой конкретных людей из торгового персонала магазина. Отсюда могут возникнуть некоторые психологические проблемы, как у операторов, так и у кассиров.
Противокражная система
Работа противокражной системы заключается в идентификации не-деактивированных датчиков при попытке перемещения товаров, маркированных ими за пределы торговой зоны.
В результате срабатывания детектора может подаваться звуковой или световой сигнал, а также может активироваться работа оборудования, блокирующего проход.
Существует огромный ассортимент различных датчиков, применение которых обусловлено особенностями реализуемого магазином товара. При реализации шоколадных плиток и различных “сыпучих” товаров применяют датчики-наклейки, на которые наносят штрихкод для проведения контрольно-кассовых операций.
Для различного рода напитков и бытовой химии применяются многоразовые датчики-стяжки. Книги маркируют миниатюрными датчиками, располагаемыми внутри тома на выбранной случайным образом странице.
Деактивация таких датчиков реализуется при помощи специальных устройств — деактиваторов и съемников, располагаемых на кассовых узлах магазина.
Деактивация производится в автоматическом режиме при регистрации продажи товара или вручную кассиром после оплаты товара.
Система контроля доступа
Система контроля доступа (СКД) в магазине предназначена для решения нескольких задач: распределения потока людей в торговых залах и противодействия проникновению посторонних лиц в служебные помещения. Кроме того, в магазине существует достаточно большое количество помещений, доступ в которые разрешен не всему персоналу, а лишь некоторой его части.
Для решения первой задачи применяется пассивное оборудование контроля доступа — система калиток, ограждений, турникетов.
Это оборудование призвано разделить пути входа и выхода покупателей в магазин. Кроме того, работая совместно с противокражной системой, необходимо блокировать соответствующие выходы в случае срабатывания соответствующих детекторов.
Для противодействия проникновению посторонних лиц в служебные помещения предлагается система контроля доступа на основе бесконтактных идентификаторов.
Каждый сотрудник получает индивидуальный идентификатор, на поверхность которого может быть нанесена произвольная информация — логотип магазина, фотография владельца, имя, должность, и пр.
В систему также входят считыватели, контроллеры, магнитные и электромеханические замки. Обычно в центре системы устанавливается сервер системы контроля доступа.
СКД позволяет описать права на доступ в каждое помещение индивидуально для каждого пропуска.
Система позволяет подробно отследить процесс передвижения персонала по территории и в служебным помещениям.
Ещё одним позитивным следствием внедрения СКД является использование её в качестве системы учета рабочего времени.
Система электронных ценников
К сожалению, система электронных ценников имеет значительную стоимость, и заказчики не торопятся её внедрять.
На моей памяти применение такой системы рассматривалось только единожды, но до внедрения дело так и не дошло.
Мы лишь изучили возможности таких идентификаторов и провели некоторое количество экспериментов.
Заключение
Данная статья не ставит своей целью дать исчерпывающее руководство по обеспечению безопасности магазина. Она является попыткой немного обобщить опыт построения систем снижения потерь на торговом предприятии.
В завершении этой статьи хотелось бы отметить, что технические средства снижения потерь не уменьшают роль физической охраны в обеспечении безопасности магазина.